Contemporary | Контепорари
Contemporary (контемпорари) – это направление современного сценического танца, в котором движения олицетворяют внутреннее эмоциональное состояние исполнителя. Многообразие танцевальных форм, элементов и техник при отсутствии жестких рамок позволяет танцору максимально точно выразить свои чувства и переживания.
Контемпорари – это органичное сочетание танцевальной культуры Запада (классический танец, джаз, модерн, эстрадные и фольклорные танцы), восточных техник (от йоги до боевых искусств), театрального искусства, музыки и импровизации. Техника контемпорари основана на свободе движений всего тела в партере и вертикальном положении. Тело воспринимается как инструмент, с помощью которого исполнитель общается с аудиторией.
Если Вы хотите научиться слушать свое тело, чувствовать музыку и импровизировать, избавиться от психологических барьеров и зажимов, обрести гармонию с самим собой и улучшить свое эмоциональное состояние, контемпорари – направление для Вас!
Обучение контемпорари не требует специальной подготовки и не имеет возрастных ограничений.
История современного танца началась с 1900-х годов, когда созданные в России традиции классического балета перестали отражать жизненные тенденции того времени. Этот кризис породил новую форму танцевальной философии – модерн (modern), свободный танец.
Еще в 1830-х годах Франсуа Дельсарт (Francois Delsarte), французский теоретик сценического искусства, писал, что точно передать душевные переживания могут лишь жесты, лишенные условности и стилизации. Эти мысли были развиты Айседорой Дункан, которая стала одной из основоположниц современного танца, основанного на древнегреческой пластике. Она считала, что главная задача танцора – научиться слышать свой внутренний голос и выражать его через движения.
Термин “модерн” был придуман в США как попытка описать танец, не соответствующий классическим канонам.
Основные понятия и положения современного танца были созданы американской “великой четверкой” – Мартой Грэм (Martha Graham), Ханьей Хольм (Hanya Holm), Дорис Хамфри (Doris Humphrey) и Чарльзом Вейдманом (Charles Weidman). Европейские коллеги, Рудольф Штайнер (Rudolf Steiner), Эмиль Жак Далькроз (Emile Jaques-Dalcroze) и Рудольф фон Лабан (Rudolph von Laban) создали основы эвритмии, эуритмики и экспрессивного танца. Курт Йосс (Kurt Jooss) объединил классический танец с выразительностью и пантомимой. Мэри Вигман (Marie Wiegmann) исследовала танец как способ передачи страха, отчаяния и боли. Все они открывали свои танцевальные школы, каждая из которых пропагандировала свою уникальную философию и технику исполнения современного танца.
В целом модерн основан на использовании гравитации и работе с телом: нарушается вертикальная ось держания тела, внимание сфокусировано на его центре. Визуально в танце все должно быть гармонично – движения плавно перетекают из одного в другое и демонстрируют внутреннее состояние человека, его эмоции и переживания, олицетворяют какую-то идею.
В 1950-е годы модерн трансформировался в постмодерн (postmodern): театральные постановки все чаще стали показывать не в залах, а под открытым небом (на улицах, в парках, на крышках), некоторые хореографы начали отказываться от музыки в пользу ударных или шумов, стала набирать популярность контактная импровизация. Постмодерн сделал акцент на простоте движений и красоте маленьких вещей. Мерс Каннингем (Merce Cunningham) считается основателем постмодерна, который окончательно разрушил структуру и зрелищность танца. Среди самых ярких представителей постмодерна можно выделить Бориса Эйфмана и Мориса Бежара (Maurice Bejart).
Важную роль в отрицании танца сыграл театр Judson Dance Theatre, основу которого составили будущие реформаторы танца. Благодаря этому театру появилось новое течение – new dance или anti postmodern (“не-танец”). Декорации стали простыми, костюмы сменились на повседневную одежду, движения стали посредственными.
Началом эпохи contemporary dance, возникшего как синтез модерна и постмодерна, принято считать 1950-е года, хотя термины contemporary dance (англ.), danse contemporaine (франц.), zeitgenossische tanz (нем.), обозначавшие современные тенденции в искусстве, использовались и раньше. Родиной contemporary dance чаще всего называют США, хотя некоторые источники утверждают, что этот танец, напоминающий театральное действие, мог зародиться и в Центральной Европе. Некоторые историки считают, что контемпорари основан на восточных искусствах – йоге и тайцзы, поскольку дыхание в танце используется как энергетический посыл аудитории, плавно трансформирующийся в движения и пластику тела.
Ключевой фигурой в становлении контемпорари как отдельного танцевального стиля был американский хореограф Стив Пэкстон (Steve Paxton). В 1972 году он использовал в своей постановке технику release, которая вошла в основу контемпорари, и метод контактной импровизации. Пэкстон требовал от своих исполнителей спонтанных, естественных движений, плавно перетекающих друг в друга, учил их использовать вертикальное и горизонтальное пространство и контактировать без доминирования.
Последователем Пэкстона стала Пина Бауш (Pina Bausch), которая начала общаться с исполнителями своих спектаклей, задавать им вопросы, на которые они могли отвечать не только танцем и движениями, но и словами. Понятия “постановщик” и “исполнитель” начали постепенно сливаться.
В России контемпорари появился в конце 1980-х годов, и начал медленно развиваться в 1990-х годах после перестройки. Российские хореографы и танцоры пытались копировать то, что просачивалось с Запада, однако представления о философии contemporary dance были самыми общими. Главной проблемой при изучении контемпорари была сложность правильного перевода этого термина: многие российские хореографы путали понятия contemporary и contemporary dance, в результате чего возникали проблемы с пониманием сути танца.
Важным моментом для развития контемпорари в России стало проведение в 1992 году первого фестиваля по этому направлению – American Dance Festival. Лучшие зарубежные хореографы познакомили российскую аудиторию с новейшими тенденциями современного танца, что дало новый импульс для популяризации контемпорари. В 2000-х годах в России появилось множество профессиональных театров и студий современного танца.
Сегодня контемпорари является одним из самых популярных и перспективных танцевальных направлений на Западе, в Европе и России. Каждый хореограф берет за основу авторского стиля балет, модерн или постмодерн, пропускает эти техники через свое тело и формирует уникальную манеру исполнения, свою интерпретацию и танцевальный язык. Очень популярно сочетать контемпорари с другими танцевальными направлениями, например, джаз, хип-хоп и т.д., а также использовать в процессе постановки номеров компьютерные технологии.
Преимущества контемпорари:
➢ укрепление всех групп мышц и совершенствование осанки;
➢ стимуляция работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
➢ развитие опорно-двигательной системы, вестибулярного аппарата и координации;
➢ развитие грациозности, гибкости и пластичности;
➢ выражение эмоций и переживаний через искусство импровизации;
➢ повышение уверенности в себе и развитие творческого мышления;
➢ поиск внутренней гармонии и заряд позитивных эмоций.
Какие возрастные группы по контемпорари есть в студии Zeffir?
Детские группы от 7 лет.
Все дети, которые обучаются по направлению contemporary, принимают участие в Летнем (май) отчетном концерте нашей студии.
Как проходят занятия по контемпорари в студии Zeffir?
Каждое занятие включает в себя следующие этапы:
❖ построение в центре зала, приветственное слово педагога, поклон;
❖ разминка (разогревающие упражнения на все группы мышц с элементами суставной гимнастики и растяжки);
❖ экзерсис у станка (изучение элементов классического танца, способствующих развитию эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации);
❖ партерная гимнастика;
❖ упражнения на подкачку и растяжку всех групп мышц и связок;
❖ работа с мышлением и импровизация;
❖ изучение и отработка разных элементов и техник;
❖ изучение и отработка новой хореографии, повторение ранее изученных танцевальных связок для подготовки номера к отчетному концерту;
❖ заминка и поклон.
Продолжительность занятия: 60 мин.
Что необходимо взять на занятие по контемпорари?
Танец способствует формированию эстетического вкуса и общей культуры ребенка и взрослого, поэтому единая форма является обязательным атрибутом каждого занятия. Во-первых, форма помогает педагогу контролировать правильность выполнения упражнений и танцевальных элементов. Во-вторых, форма воспитывает в танцоре аккуратность, дисциплину и ответственность. И, в-третьих, форма помогает как ребенку, так и взрослому чувствовать себя членом коллектива и определяет тип его поведения, создавая эстетику учебного заведения.
Требования к женской форме:
☑ черный купальник и белые колготки или
☑ черная/белая футболка, черные лосины и белые носочки;
☑ белые балетки;
☑ волосы должны быть убраны в “балетный” пучок.
Требования к мужской форме:
☑ белая футболка;
☑ черные штаны;
☑ белые носочки;
☑ белые балетки
Contemporary – это прекрасный способ погружения в состояние полной гармонии с самим собой и окружающим миром. Это танец помогает абстрагироваться от повседневных проблем и научиться выражать свои чувства и эмоции с помощью движений.
Ознакомиться с расписанием занятий можно здесь. Ознакомиться с педагогическим составом можно здесь. Ознакомиться с ценами можно здесь.
Записаться на пробное занятие или получить консультацию по интересующим Вас вопросам можно по телефону +7(952) 225-1-225, в WhatsApp или в нашей группе Vkontakte.